Проект "Я ТАЛАНТЛИВ"

ПРОЕКТ «Я ТАЛАНТЛИВ!»
 
Цель проекта:
Выявление одаренных и талантливых детей и создание условий для их развития, самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи проекта:
  • Изучить опыт работы  педагогов по работе с одарёнными и талантливыми детьми, реализацией полезного досуга в группах
  • Провести психолого-педагогический мониторинг.
  • Совершенствовать систему работы с одарёнными и талантливыми детьми: внедрять новые формы организации детей; вовлекать большее количество детей в проводимые мероприятия; применять разнообразные меры стимулирующего характера для поощрения одарённых  и талантливых детей.
  • Расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  • Повышать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми.
  • Создать условия для развития и реализации творческих  способностей воспитанников.
Проблема:
Недостаточно высокий показатель участия в конкурсах разного уровня обучающихся  школы-интерната.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое
  • Классные руководители и воспитатели 1-11 классов;
  • Старшая вожатая и актив Д\О «Свет», Совет старшеклассников;
  • Педагог-психолог.
Материально-техническое
  • Кабинеты 1-11 классов;
  • Актовый зал, спортивный зал, хореографический зал, кабинет музыки, многофункциональная спортивная площадка;
  • Компьютерный класс (источники Интернета);
  • Библиотека (книжный и мультимедийный фонд).
Целевая аудитория
Обучающиеся  ОБОУ «Школа-интернат №4» г.Курска,

Актуальность проекта. Общие положения
 
Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности.
Одаренные дети — весьма однообразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В рамках инициативы Уполномоченного при  Президенте РФ по правам ребенка Астахова П.А.  о проведении классного часа «Я талантлив!» педагогический коллектив школы-интерната  решил  расширить рамки классного часа и создать для воспитанников комфортную среду для реализации талантливой личности. Это будет школа-интернат, которая даёт современное образование, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети имеют чёткое представление о дальнейшем профессиональном выборе и без трудностей поступают в учебные заведения.
В  школе должны преподавать высококвалифицированные, творческие, заинтересованные в социализации учащихся педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна быть местом психологически комфортным, где уважается личность, как ученика, так и педагога.
В школе должна быть система дополнительного образования, позволяющая выявить способности ребёнка, лежащие вне учебной деятельности.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм работы и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Таким образом, возникает насущная необходимость научно-методической поддержки образовательной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования. Как отмечал К.Г.Юнг: «Сам учитель должен быть гением, чтобы правильно выявить среди учеников одно гениальное дарование». Подготовка педагогов для работы с данной категорией детей должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Данный проект охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых и талантливых детей в условиях  общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одарёнными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Проект направлен на совершенствование воспитательного процесса, который создаёт и воспроизводит условия для развития каждого ребенка в школе-интернате.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в школе-интернате являются участие детей в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Разноуровневые конкурсы способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Актуальность проекта видится в его практической направленности. В апреле 2015 года родителям была предложена анкета:

Каковы признаки одарённости?
— хорошо учатся – 70 %
— участвуют в конкурсах – 15 %
— посещают кружки, секции – 10 %
— не знаю – 5 %
Кто поможет выявить одарённость ребёнка?
— родители – 19 %
— специалисты – 43 %
— тестирование – 27 %
— не знаю – 11 %
Кто несёт основную ответственность за развитие одарённости ребёнка?
 школа – 64 %
— родители – 31 %
— не знаю – 5 %
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что многие родители ощущают острую потребность в получении информации о развитии одаренности детей.
Вследствие изучения проблемы были проведены мониторинговые исследования по участию детей в конкурсах разного уровня, которые изложены в Отчете о самообследовании за 2014-15 уч.год
Результаты исследования позволяют сделать вывод о невысоком показателе участия в конкурсах разного уровня обучающихся начальной школы, что может быть связано с проблемой не выявления одарённости или недостаточном развитии выявленных форм одарённости детей.
Более активны дети в 5,6, 7, 10,11 классах (интернетолимпиады по предметам), но в творческих конкурсах активность подростков снижается.
Эти исследования позволяют сделать вывод об актуальности данного проекта.
Ожидаемые результаты:
  • Формирование системы работы с одарёнными детьми;
  • Выявление форм одарённости детей;
  • Творческая самореализация школьника;
  • Повышение творческой активности учащихся, что может выразиться в увеличении процента результативности при участии в конкурсах разного уровня;
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
  • Повышение квалификации педагогов.
Продукты проекта
Конкурс «Минута Славы», защита мини-проектов «Рецепт полезного досуга».
Система мероприятий, направленных на выявление и развитие различных форм одарённости детей. Создание банка одаренных учащихся.
Создание портфолио учащихся.
Публикации творческих работ учащихся в средствах массовой информации на школьном сайте,  газете «Вектор».
Формы и методы работы по реализации проекта
Работа с обучающимися:
  • ролевые игры;
  • олимпиады разных уровней;
  • школьные, районные, областные, всероссийские конкурсы;
  • викторины по предметам;
  • статьи в СМИ.
Работа с педагогическими кадрами:
  • консультативная методическая помощь заместителя директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам по работе с одарёнными детьми;
  • семинары, педсоветы, конференции;
  • обучение на курсах КИРО по теме «Работа с одарёнными детьми»;
  • самообразование по заявленной теме;
  • психологическая помощь участникам образовательного процесса;
Работа с родителями:
  • родительские собрания, конференции;
  • консультативная методическая помощь;
  • совместные мероприятия.
Описание проекта.
Программа выполнения работ по проекту
Подготовительный этап  май-август 2015 г.
Задачи Содержание проектной работы Промежуточные результаты Ответственные Сроки
Изучить опыт работы других педагогов по работе с одарёнными детьми Анализ опыта работы Выбор основных направлений работы с одарёнными детьми Зам.директора по ВР, кл.руководители Май-август 2015 г.
Выявить одарённых детей Провести психолого-педагогический мониторинг Аналитическая справка по итогам мониторинга Кл.руководители Сентябрь –октябрь 2015
  Наблюдение Выявление склонностей и интересов детей Кл.руководители
Воспитатели,
ПДО
Октябрь-декабрь 2015
  Беседы с родителями Выявление склонностей и интересов родителей Кл.руководители
Воспитатели,
ПДО
Сентябрь-ноябрь 2015
  Портфолио      
 
ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА «Я ТАЛАНТЛИВ!»
в 2015-16 учебном году
Название и содержание деятельности  
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование Май-сентябрь 2015 г.
1.1.Определение темы и актуальности  
1.2.Определение круга социальных партнеров и получение их согласия  
1.3.Определение ресурсного потенциала  
1.4. Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе).  
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия Сентябрь 2015-май 2016
2.1. Классный час «Я-талантлив!» в 1-11 классах
1.Проведение мероприятия
2.Анкетирование «Я и мои возможности»
3.Анализ анкетирования
Сентябрь 2015
2.2. Конкурс детского творчества «Мои друзья-ПДД»,  «На страже безопасности»
1. Изготовление поделок, рисунков, книжек-малышек и т.д.    
2. Презентация  работ
3. Определение победителей
Сентябрь-октябрь 2015
2.3. Конкурс «Лидер школьного самоуправления» (6-11 класс):
1.Знакомство с Положением о конкурсе
2.Реализация мероприятий в рамках конкурса
3.Подведение итогов и награждение
В теч.года
2.4. Конкурс рисунков «Самая лучшая мама на свете»
1.Изготовление рисунков
2.Оформление выставки рисунков.
3.Участие лучших работ в окружном конкурсе
Ноябрь 2015
2.5. Конкурс «Лучший ди-джей» и «Лучший ведущий»
1.Выбор ди-джеев и ведущих в 9-11 классах
2.Выбор интервьюеров
3.Подведение итогов
4.Награждение победителей
Октябрь 2015
Декабрь 2015
2.6. Социологический опрос «Как вы относитесь к учебе?»
1.Выбор интервьюеров
2.Составление анкеты
3.Опрос  воспитанников
Ноябрь 2015
2.7.  « Минута Славы»
1.Проведение отборочных туров
2.Финал, выявление победителей.
Декабрь 2015 
Январь 2016 
2.9. Выпуск презентации «Рецепт полезного досуга»
1.Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы.
2.Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи)
3.Показ презентации на собрании старшеклассников «Содружество. Сотворчество. Соуправление».
Апрель 2015
2.10 Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, фотоконкурсах, спортивных мероприятиях различного уровня
1.Подготовка работ.
2.Определение победителей в школьных этапах конкурса.
3.Награждение.
4.Мониторинг участия воспитанников в мероприятиях
В теч.года