Проект "МЫ-КУРЯНЕ"

ПРОЕКТ «МЫ-КУРЯНЕ»
1.Тема проекта: « Мы-куряне»
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА
2.1. Актуальность для нашей школы-интерната
В «Концепции модернизации российского образования»  перед современной школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Проекта «Мы-куряне» стали рекомендации, изложенные в документе «Развитие воспитательной компоненты в образовательных организациях» (2014 год),
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».
2.2. Актуальность для общества
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё.  Но всегда, отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной». 
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает метапредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В    школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время. 
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике  педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами:
  • отсутствие у воспитанников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
  • воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,   город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства. 
  • воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.
3.2. Задачи проекта:
  • ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  родного города.
  • развитие  гражданских  качеств  личности   воспитанника школы-интерната;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.
  • развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.
  • формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.
  • профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники 1-11 классов, родители , классные руководители и воспитатели
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА – МАЙ 2015 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская. 
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  • презентации, видеофильмы (творческие отчеты классов)
  • участие в мероприятиях, посвященных Дню города (выставки, соревнования), памятным датам Курска и Курской области
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: школьная библиотека,  интернет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для воспитанников:
-  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
 
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия, тематические классные часы, экскурсии;
- Продуктивная деятельность (творческие отчеты);
- Участие в фотовыставках , выставках рисунков и поделок, творческих конкурсах различного уровня;
- Участие в спортивных соревнованиях и др. мероприятиях, посвященных Дню города,

Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п
Этапы
Задачи
Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
1.
Подготовительный
Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта,  определение источников информации.
Уточнение информации;
Обсуждение задания.
Выбор и обоснование критериев успеха.
Мотивация учащихся и родителей;
обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;
наблюдение.
2.
Выполнение
Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта
 
Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
Выполнение работ;
Оформление творческого отчета; участие в окружных и городских мероприятиях
Проведение тематических классных часов, бесед: Организация экскурсий с родителями.
Наблюдение;
советы (по просьбе).
3.
Рефлексия
Подведение итогов работы над проектом.
Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования).
Благодарность за работу в проекте.
Отражение результатов проекта в газете «Вектор», на школьном сайте
 
 
 
 
 
 
4. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА на 2015-16 учебный год
Название и содержание деятельности
  Сроки
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование
Май-август 2015
1.1.         Определение темы и актуальности
 
1.2.         Определение круга социальных партнеров и получение их согласия
 
1.3.         Определение ресурсного потенциала
 
1.4.         Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе).
 
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская
Сентябрь 2015-май 2016
2.1. Классный час «Исторические и памятные места моего города» (1-11 классы)
Сентябрь 2015
2.2. Викторина  «Любимый город» (отв.7 классы)
1. Разработка вопросов викторины для 1-3, 4-6 классов
2. Подведение итогов викторины
Сентябрь 2015 г.
2.3. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? (отв.7 классы)
1. Выбор интервьюеров
3. Составление анкеты
4. Опрос воспитанников 7-11 классов
Октябрь 2015 г.
2.4.Реализация классных проектов
5 классы – «История  курских улиц»
6 классы- «Курск литературный»
7 классы - «Курск православный»
8 классы- «Курск музыкальный»
9 классы - «Архитектурные памятники Курска»
10-11 классы- «Курск-город боевой Славы»:
1.Проведение тематических классных часов
2.Исследовательская работа
2.Экскурсии, встречи с интересными людьми
Сентябрь-ноябрь 2015 г.
2.4. Выпуск презентации «Мы-куряне»
1.  Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы.
2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи)
3.  Показ презентации на школьной краеведческой конференции
«Воспитание любви к Малой Родине»
Ноябрь 2015 г.
3. Школьная краеведческая конференция «Воспитание любви к Малой родине»
1. Подготовка материалов
2. Выступление  «Горжусь тобой, мой край родной!» (отв.7 классы)
3. Выступления классных коллективов с презентациями « Мы-куряне».
4. Размещение презентаций на школьном сайте.
5.Передача материалов в школьный музей «Летопись родного края»
Ноябрь 2015 г.
2.5. Участие в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города:
-Выставка декоративно-прикладного творчества
-Спортивные мероприятия
Сентябрь
2015 г.
2.6. Участие в окружных и городских конкурсах «Наши таланты-родному краю» , областном конкурсе «Я вхожу в мир искусств»
Февраль-май 2016 г.
2.14 Трудовые десанты «Чистая территория»
1. Уборка школьной территории
2.Трудовой десант у памятника  в п.Юбилейный ( по сезонам)
3. Выращивание рассады цветочных растений.
Сентябрь-октябрь 2015,
Апрель-май 2016 г