Документальная справка

1. НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
Областная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» города Курска;305 010, город Курск, улица Ильича, дом 31, телефон 26 30 35;55 21 61.
2. НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ: «Летопись  родного края»
3. ДАТА ОТКРЫТИЯ: 8 мая 2000 года
4. ПАСПОРТ МУЗЕЯ: от 01.10.2002 года
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ: две смежные отдельные комнаты, где оборудованы экспозиции как стационарные, так и переносные)
6. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЕДИНИЦ ХРАНЕНИЯ, из них:
Основного фонда - 973
Научно-вспомогательного фонда - 44
7.ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН МУЗЕЯ:
  • История учебного заведения;
  • История Мурыновки и других поселений Железнодорожного округа;
  • Железная дорога и железнодорожники.
8. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИЙ:
  • История школы-интерната: страницы истории, директора школы-интерната, учителя, традиции, ученики;
  • История Мурыновки и других поселений  Железнодорожного округа: документальные материалы, Уголок быта, утварь и вещи, изделия мастериц, Великая Отечественная война в истории Мурыновки, план Железнодорожного округа, улица Ильича.
  • Железная дорога и железнодорожники: история железной дороги Москва - Курск, военное лихолетье, судьбы железнодорожников и почетные железнодорожники, вещи- свидетели войны и труда.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ:
       В музее работает актив из старшеклассников и совет, в который входят 7 человек: учителя школы-интерната, уличком улицы Ильича, ветераны. Музей работает в тесном контакте с  советами ветеранов войны и труда Железнодорожного округа, Локомотивного депо станции Курск, Орловско-Курского отделения Московской железной дороги, которые предоставляют информацию о ветеранах, оказывают помощь в сборе материалов, подготовке стендов, участвуют в мероприятиях школы-интерната, проводят встречи с воспитанниками, организуют поездки в п. Поныри.
Наряду с вышеуказанными темами  экспозиций  обучающиеся изучают улицы города, наиболее интересные и значимые объекты, оформляют творческие работы.
Ежегодно для первоклассников проводится презентация музея, экскурсии для всех классов школы-интерната, уроки изобразительного искусства, окружающего мира, истории Курского края.  Экспонаты музея используются на уроках, внеклассных мероприятиях; проводятся « выездные» экскурсии с переносными экспозициями, особенно в начальных классах , чтобы не отвлекать внимание учеников, тематические лекции о поселениях Ямской слободы, выпускниках школы-интерната, учителях, улицах Мурыновки и улице Ильича.
Все предметы музейного значения записаны в книгах поступления, пронумерованы, на их поступление составлены акты. В помещениях поддерживается температурный и световой режимы.
        НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЭКСПОНАТЫ:
1. Литературный альманах 60-х годов 20 века, в котором отражены впечатления членов кружка о мероприятиях, значимых событиях в школе- интернате, о каникулах, учебном процессе, временах года, календарных праздниках, проба пера .
2. Текст изложения о подвиге стюардессы Надежды Курченко, книга с информацией о музее Надежды Курченко в школе-интернате №4 Московской железной дороги.
3. Историческая справка из архива Московской железной дороги об открытии школы-интерната с многочисленными  статистическими данными, указанием количества учащихся и перечнем классов.
4. Башлык ямщика.
5. Курский сатиновый    сарафан с завязками под грудью.
6. Материалы о приходском храме деревни Мурыновка.
7. Монеты 18-19 веков, найденные в земле Мурыновки.
8. Почтовые открытки, письма начала 20 века.
9. Курские рушники, предметы женского рукоделия.
10. Немецкая плащ-палатка 1943 года( сохранена со времени курской битвы).
11. Сундучок машиниста паровоза 30-40-х годов 20 века.
12. Ксерокопии писем –треугольников-свидетелей войны.
13. Рукописи и произведения Г. В. Ильина.
14. Сундучок дорожный.
Все экспонаты попали в музей благодаря экспедициям по улицам Мурыновки членов детского объединения «Факел», подаркам жителей, друзей музея.
       К сожалению, с 2008 года наш музей не участвует в конкурсах, играх, смотрах; только региональные  краеведческие конференции дают возможность показать его работу.
«Находка-2006»
(о наиболее ценном экспонате).
        Как ни странно, но в эту номинацию в нашем музее  попали сундуки. Да-да сундуки! Почему именно они и почему два?
      В течение трех лет это была самая большая мечта поисковиков, чтобы завершить оформление «Уголка быта». Но все не удавалось заполучить этот ценный экспонат. Почему? Трудно сказать… Нежелание жителей ближайших улиц, равнодушие к просьбам детей, отсутствие транспорта, чтобы привезти из-за города. Иногда были обещания подумать, посмотреть, но не больше.
       Росла коллекция рукоделий курских женщин; складывали ее на стол, укрытый накидкой для сундука. Но надежда найти сундук не угасала. И в начале 2006 года ученица 10-го класса Лисная Людмила объявила, что они с родителями привезли  из Виногробля от бабушки сундучок. Радости детей не было предела. Многие вызвались помочь принести
       Это действительно был сундучок! Окованный, ромбообразный рисунок выполнен железом, внутренний замок, гнутые ручки. Настоящее сокровище! Сразу же убрали стол, стоявший на месте, отведенном под сундук, сложили «приданое». Но чего-то не хватает, пустовато как-то. Сундучок маловат.
          А в начале октября 2006 года ученики 6-а класса сообщили о том, что на углу улиц 2-я Восточная и 8-е Марта в старом  полусгоревшем доме есть сундук. Хозяин дома выехал на жительство в другое государство, спросить разрешения было не у кого , и ребята  пощли  с воспитателем  в этот дом. Не передать, с чувством какого восторга  мальчишки несли этот сундук вчетвером за углы, а девочки-  крышку. Грязные, вымазанные сажей, пылью, но довольные  и счастливые  они бережно несли свой груз, а с ним и радиолу 1951 года выпуска, журналы, книги.
        Каждый спешил наперебой, взахлеб рассказать  о том, как нащли сундук, как пытались вытащить через узкую дверь, спускались по шаткой лестнице и шли под дождем. Спрашивали, такой ли принесли?
         А потом притихли, замолчали. В этой тишине  кто-то спросил, а не нужен ли еще один сундук?... и в это время  мальчики внесли еще один сундук. Что делать, как быть? Отказаться-обидеть детей
     С тех пор стоят в нашем музее  три сундука.