Общая информация

Музей расположен в здании общежития школы-интерната в двух смежных комнатах с окнами общей площадью 65 мпо адресу: 305010, город Курск, улица Ильича, д. 31.
Цели:
  • формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • расширение кругозора учащихся, сохранение памяти о героических страницах истории нашей страны;
  • воспитание познавательных интересов и способностей;
  • развитие практических навыков поисковой, исследовательской деятельности;
  • привлечение к поисково-исследовательской и культурно-образовательной деятельности членов семей учащихся, что способствует "диалогу поколений";
  • осуществление личностно-ориентированного воспитания школьников, включение в общественно-полезную творческую деятельность большинства учащихся;
  • развитие общешкольного коллектива, укрепление связей между ступенями (1-4; 5-7; 8-9; 10-11 классы), совместная творческая деятельность учителей и учеников.
Социальные функции школьного музея             
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, рабочей группы музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
 
Формы работы в школьном музее:

Учебная работа:   Воспитательная работа:
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне  музея;                   
- туристические поездки;
- уроки в музее;
- экскурсии в музее;
- самостоятельное изучение;
- консультации;
- проектная и исследовательская деятельность;
- создание презентаций;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- лекции;
-кружки, экскурсии, походы;
 - туристические поездки;
- встречи, читательские конференции вне музея;
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
- исторические гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;           
- использование интернет-технологий;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- встречи с ветеранами войны.
Направления работы
1. Поисковая и собирательская.
2. Фондовая.
3. Пропагандистская.
4. Исследовательская.
5. Организационно- массовая.

Паспорт программы "Школьный музей" (.pdf 376Kb) 
Буклет музея (.pdf 1Mб)