История создания музея

Степи ковыльные,
Холмы могильные,
Сильные помнят,
Не помнят – бессильные.
Власть в историческое беспамятство –
Муромцем быть без щита и без палицы.
Власть в историческое беспамятство –
Это безвёсельно, это беспарусно.
Можно любить без памяти женщину.
Только не Родину, -
Память – завещана! 
Древние египтяне говорили: «Всё на свете боится времени…». Время разрушает города и цивилизации, постройки и скульптуры, затемняет лак и покрывает трещинами красочный слой картины… только память возвращает нам, казалось бы давно утерянное.
    Сегодня во многих школах нашего города есть музеи. Они разные: боевой славы, литературные, этнографические, исторические, краеведческие. А наш – «Летопись родного края». Музей еще молод.2 октября 2013года ему исполнилось 11 лет. Но, не смотря на это, в нем в нем хранится много ценных и дорогих нам вещей.
      А дороги они нам потому, что с ними связана история школы-интерната. Она богата и интересна, достойна внимания и изучения, ведь славные традиции учебного заведения были известны не только в городе, но и на Московской железной дороге. Здесь работали и работают самые лучшие учителя, которые отдали школе-интернату по 30-40 лет жизни, трудились с полной самоотдачей, не щадя себя, беззаветно любя своих детей, стараясь создать им домашний уют и теплую атмосферу. Они вызывают у нас огромное уважение, ведь работать от всего сердца способен не каждый.
        К Воропаевой Тамаре Ивановне на день рождения выпускники съезжаются вот уже 50 лет, а первые ученики Мурзиной Анфисы Алексеевны вот уже 49 лет  собираются во дворе щколы-интерната вместе с любимым учителем. Обе эти достойные женщины стояли у истоков нашего учебного заведения.
Ветераны труда, Заслуженные работники образования РФ, Почетные работники образования, Учитель-методист, кавалер ордена «Знак Почета» - это далеко не полный перечень заслуг педагогического коллектива тех лет.
       Трудно даже представить, как смогла Соловейченко Тамара Васильевна более 30 лет работать заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и уже 43-й года учить детей физике. Её выпускники занимали все призовые места на олимпиадах по физике.
        С благоговением рассматриваем мы старые фотографии и альбомы интересных дел, отзывов, впечатлений, сочинений, которые в шестидесятые годы вели ученики. Вот группа первых воспитанников с чемоданчиками, в форменных пальто у ворот школы с Мурзиной А. А., а на следующих – благоустройство двора после строительства здания интерната, походы, Дни творчества, туристические слеты, загородный лагерь «Лахтино» и др. Особо привлекают внимание стенды с материалами об учителях и директорах. Каждый из них оставил заметный след в истории нашего учебного заведения: Зюкин Михаил Андреевич открывал школу-интернат, стараниями Юдиной Людмилы Владимировны построено здание интерната, усилиями Кузнецовой Маргариты Анатольевны разбит школьный сад.
       В годы работы Клюева Митрофана Георгиевича была лучшая художественная самодеятельность на московской железной дороге, тесное сотрудничество с шефами. Период директорства, по словам «старожилов» школы-интерната, Ковшик Тамары Алексеевны - золотой в буквальном смысле. Дружный, сплоченный коллектив, связи со Звездным городком и воинами-малоземельцами, поездки по городам Советского Союза – далеко не полный перечень дел.
       Десятилетие Валерия Ивановича Осадчего с благодарностью и добротой вспоминают выпускники и учителя. Невозможно забыть походы по Курской области – зимние и летние, сплавы на байдарках, туристические слеты на Кудеяровом  Стане, Дни Здоровья в Ноздрачевском урочище на спецпоезде, лагерь туда и отдыха «Лахтино», школьный ученический магазин, подсобный участок и знакомство с городами Советского Союза: Минском, Киевом, Владимиром, Суздалем, Брестом. А самое главное, это комфорт, удобства и душевное тепло для детей.
      На сегодняшний день наше учебное заведение, созданное как центр образования для детей железнодорожников на линейной станции, находится в ведении областного комитета образования. Усилиями директора Битюковой Людмилы Антоновны, педагогического коллектива, при финансовой поддержке комитета образования, школа-интернат становится лучше и краше: проведен капитальный ремонт учебного здания, кабинеты обставлены новой мебелью, электронным оборудованием, оборудованы удобные и комфортные спальни, работает газовая котельная, построена новая спортивная площадка.
       Останавливаются и замирают экскурсанты у стенда, посвященного работникам нашего учебного заведения, ушедшим из жизни.
      Бочаров Станислав Федорович – мастер спорта по конькобежному спорту, Почетный железнодорожник, в течение 30 лет работал в школе-интернате,  26 – учителем физкультуры. Более двух сотен грамот и двадцати кубков – таков «урожай» педагога, не считая любовь и признательность учеников. 15 августа 1995 года стадион и пришкольный двор были заполнены цветами и скорбью. Здесь прощались с любимым учителем.
С вниманием и интересом слушали всегда ученики о годах Великой Отечественной войны и службы в вооруженных силах, работы в школе №36 и школе-интернате полковника Сапон Марка Ивановича. Он создал лучший в округе и один из лучших на Московской железной дороге кабинет НВП, с удовольствием занимался школьной пасекой, несколько лет ели вкусный мед воспитанники.
      Немало добрых слов можно сказать о наших выпускниках, ведь они не только учат и растят детей, лечат, строят, но и защищают родную землю, показывая тем самым огромную любовь и уважение к Родине. Представьте, ему 37, а он уже подполковник, в общей сложности провел более 5 лет в горячих точках Абхазии и Чечни, что говорит о невероятном мужестве, беззаветной преданности Родине. Сегодня подполковник ФСБ Прилуцкий Сергей Сергеевич служит в Подмосковье. Капитан спецсвязи ФСБ Головастиков Константин Владимирович продолжает семейную традицию – с честью служит Родине. Признание и уважение своих подчиненных заслужил бывший командир ОМОНа полковник Губич Валерий Михайлович. Он не раз бывал на блок-посту «Кавказ», умело руководил действиями своих подчиненных.
В нашем музее постоянно ведутся встречи с очевидцами событий: директорами, учителями, учениками, родителями, их родственниками, которые всегда нам помогали, чем могли, причем бескорыстно, бесспорно, ради того, чтобы воссоздать историю школы-интерната.
      Неизгладимое впечатление на членов детского объединения «Факел» произвела работа в архиве Курского отделения Московской железной дороги по поиску приказа об открытии учебного заведения. Этого приказа найти не удалось, даже обращение в ГАКО и ЦАМЖД  не принесло успеха. Когда отыскали историческую справку по учебным заведениям Курского сектора школ и дошкольных учреждений, то радости и восхищению, конечно, предела не было: есть и дата открытия, и обоснование необходимости строительства учебного заведения на линейной станции, и указание классов-комплектов. Оказывается, было набрано всего 4 класса: 1, 2, 5, 6 (часть детей приехали вместе со своей учительницей Мурзиной А. А.). Также нам стали известны наименования кружков и секций, успехи и победы учеников, учителей, - всё это позволило продвинуться в наших поисках дальше, к тому же, определило новые направления работы.
      Мы воссоздали уголок Надежды Курченко, стюардессы, перегородившей путь террористам в кабину пилота 15 октября 1970 года. Осенью 1971 года в спальном корпусе школы-интерната №4 станции Курсу был открыт музей отважной девушки, в котором активисты и их руководитель Бушуева Ирина Григорьевна собрали личные Надежды Курченко, газеты, книги, фотографии, портрет стюардессы и картину с изображением самолёта «Надежда Курченко». Это подарки Сухумского художника Абашидзе, редакций газет г. Сухуми, друзей и родственников отважной комсомолки.
       Первыми музейщиками в 2002 году был оформлен зал истории школы, а в нем материалы о железнодорожниках.
Наше 40-летнее содружество, шефские связи заслуживают внимания. Ветераны-железнодорожники, Совет ветеранов войны и труда Орловско-Курского отделения дороги, совет ветеранов железнодорожного округа, музей локомотивного депо оказали неоценимую помощь в разработке тем поиска, подготовке и сборе материалов.
      В нашем музее хранятся материалы ветеранов Великой Отечественной войны и труда, Почетных железнодорожников: Гладких Валентина Константиновича и Ильина Геннадия Владимировича: их записи, рукописные тексты, литературные произведения, личные вещи, форма, принадлежности железнодорожников и многое-многое другое. Особый интерес вызывают такие экспонаты как сундучок машиниста 40-х-50-х годов, фонарь осмотрщика 30-х-40-х годов, замок, механически открывающий и закрывающий путевые стрелки. Никто не знал о назначении этого замка, считали, что замок использовался в быту (по мнению семьи ученика школы-интерната, подарившей этот экспонат). Ветераны-железнодорожники, присутствующие на открытии второго зала музея, удивились, увидев замок, а Афанасьев М. Н. пояснил его назначение.
     С удовольствием воспитанники школы-интерната читают стихи и прозу Ильина Г. В., знакомятся с текстами его экскурсий, воспоминаниями и викторинами, подготовленными Гладких В. К..
      Мы не ставили своей задачей изучить историю Московской железной дороги и Курского отделения в частности, так как существует богатый и интересный музей Локомотивного депо, но собрали много материалов о ветеранах-железнодорожниках: личные вещи, газетные статьи, письма-фронтовые треугольники, книги, исследовательские работы, подарки.
        Василий Иванович Долгих подарил нам макет электровоза. Этот увлеченный своим делом инженер обеспечил макетами железнодорожной техники музеи многих городов нашей страны: Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Нальчике, Воронеже и, конечно же, Курске. Целые военные эшелоны демонстрируются в музее Курской битвы.
        Неоценимо значение встреч с ветеранами, бесед, помощи по дому и хозяйству, поздравлений с праздниками. Это воспитывает учащихся, способствует формированию уважения к их заслугам, милосердия, гуманизма.
        В последние годы особенно активно занимаемся темой железной дороги и железнодорожников, ведь РЖД исполнится 180 лет, недавно мы отмечали 70-летие Курской битвы, грядет 70-летний юбилей Великой победы.
       Так мало осталось свидетелей тех страшных дней, они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Поэтому и ветераны-жители Мурыновки, и ветераны-железнодорожники посещаемы нашими воспитанниками, членами детского объединения.
Поисковые экспедиции по местам боёв позволили собрать в районе Солдатского пруда, Горелого леса, Трепельного комбината отголоски войны: каски, пулеметные гильзы, снаряды.
      Логическим продолжением развития тем музея стала история малой Родины, хотя она  и окраина города и не настолько насыщена событиями, но не расти же нам Иванами, не помнящими родства своего.
Немногие знают, что Мурыновка – продолжение Ямской слободы, на которой селились сыновья из многодетных семей или погорельцы (считалось дурным тоном строить дои на месте пепелища).
       Когда основан наш район, почему так назван, какие упоминания в литературе и архивных материалах о Мурыновке можно найти? Такие вопросы мы ставили перед собой, начиная собирать историю Мурыновки. За несколько лет в витринах музея появились самые различные экспонаты-свидетели истории Мурыновки: предметы быта, элементы одежды, изделия курских умелиц (вышивка, кружева, рушники), монеты разных лет 18-19 веков, документы из архива, страницы книг и диссертаций, газет, письма и открытки, фотографии. Создан уголок быта, в котором часто проходят уроки изобразительного искусства, «Мир вокруг нас», истории и краеведения. Члены детского объединения «Факел» воссоздали историю улицы Ильича и близлежащих улиц старой Мурыновки.
      За годы существования музея детское объединение «Факел» не раз представляло свои творческие отчеты, поисковые работы, участвовало в конкурсах и смотрах, было отмечено грамотами и дипломами.
     В заключение хочется сказать, что музеи есть во многих школах города, их ценят, дорожат ими, ведь здесь воспитывается патриотизм и закладывается гражданская позиция будущих активных строителей новой России. Нам бесконечно дороги все экспонаты, собранные активистами музея, подаренные жителями Мурыновки, найденные в экспедициях. Мы всегда будем помнить тех, кому они принадлежат, рассказывать об этих людях, бережно хранить историю небольшого уголка нашей необъятной Родины.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
                     Земля и вода – неразрывны,
                     Как берег или река,
                     Неразделимы ливни,
                     И ветер, и облака.
                                        У радуги нет половинок,
                                        И если волна – то волна,
                                        И нету полуросинок,
                                        Вот так и Россия – одна.
                                                          Это всё, что в наследство мне отдано,
                                                          Моя радость, надежда и грусть.
                                                          Пусть мала моя малая Родина,
                                                          Но с нее начинается Русь.
                                                       
Булатникова Анастасия, Сергеева Екатерина, 
Захарова Софья, Коробанова Дарья, Грешилова Светлана,
учащиеся 9-го класса, члены Совета музея.